Главная » Статьи » Классификация поколения ГБО

Классификация поколения ГБО

Обзор поколений ГБО: эволюция

Разновидностей бензиновых двигателей по типу подачи горючего три:

  • карбюраторные;
  • моноинжекторные;
  • инжекторные.

Существуют и другие подвиды, но сути темы они не меняют. Сложность оборудования увеличивается в процессе усовершенствования технологии.

Типы ГБО классифицируются по поколениям. Они различаются по способу подачи газа и управлению (устройства, расположенные в моторном отделе). Прочие элементы являются идентичными для рассматриваемых систем.

1  «газовый карбюратор»

В эту категорию относится оборудование с вакуумным управлением в совокупности с дозатором газа механического типа. Такие комплексы устанавливаются на несложные инжекторные или бензиновые машины с карбюраторами. К оборудованию подключаются электронные газовые или вакуумные редукторы (без использования лямбда-зонда).

Вакуумный редуктор отличается от электронного особенностями запорного элемента разгрузочной камеры мембранного типа:

  1. в момент работы мотора возникает вакуум, редуктор пребывает в открытом состоянии,
  2. при заглушённом моторе вакуум отсутствует, соответственно, редуктор закрывается.

2 «Лямбда-контроль система»

К уже существующим механическим устройствам добавлен электронный дозатор. Устройства устанавливаются на машины с инжекторным мотором, в комплексе с лямбда-зондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов.

Лямбда-контроллеры в комплексе с лямбда-датчиками поддерживают оптимальный газовоздушный состав. Дополнительно применяется сигнал о положении датчика оборотов мотора и дроссельной заслонки. Эти устройства позволяют корректировать пропорции газовоздушной массы на переходных режимах работы мотора.

Большинство ГБО 2-го поколения соответствует экостандартам Евро-1. Системы с двумя регулировочными опциями соблюдают Евро-2.

В ГБО первых двух поколений есть существенные недостатки, нарушающие нормы стандартов ЕЭК ООН. Показатели токсичности соблюдают только нормы Евро-1, действовашие до 1996 г. Поскольку нормы Евро-2 требовали лучшей очистки газов, производители разработали более совершенные системы 3, 4 поколений. Именно эти усовершенствованные устройства находят большее распространение.

3 Третье

Система подачи газа представлена индивидуальные устройства для доставки газа через газовые инжекторы в отдельные цилиндры. Предусмотрено одноуровневое управление объёмом подаваемого газа электронным блоком. Подача газа организована посредством впускного коллектора через механические форсунки, открываемые под воздействием избыточного давление в газовой магистрали топливной системы мотора.

Для оборудования не предусмотрены вычислительные приборы или топливные карты. Имеющиеся штатные бензиновые контроллеры работают параллельно, создавая индивидуальные топливные карты. Устройства характеризуются низкой скоростью реакции при корректировке состава смеси. На этот показатель влияет быстрота работы предустановленного шагового дозатора-распределителя.

Появление требований Евро-3 спровоцировало отказ от этого дорогостоящего алгоритма систем ГБО и привело к ускоренному созданию систем четвёртого поколения.

Особенности установки ГБО 3 поколения заключаются в применении эмулятора форсунок вместо бензоклапана. При подаче газа он имитирует работу классических форсунок, это защищает компьютер от перехода в аварийный режим. Для дополнительной защиты от аварийной работы применяется эмулятор лямбда-зонда.

После рассмотрения устаревших разновидностей, обратимся к двум современным технологиям и рассмотрим их принцип действия, преимущества и недостатки.

4 «Газовый инжектор»

Экономичный расход горючего, ускоренная работа механизмов, сохранение мощности мотора и отличная эффективность при морозе отличает это поколение оборудование от предыдущих вариаций.

Оборудование с синхронным газовым впрыском. Среди известных на сегодняшний момент решений эта технология является наилучшей. Преимущества: отдельное управление для всех цилиндров газовыми форсунками в комплексе с электронным управляющим блоком.

Аналогично с предыдущим поколением ГБО, установка форсунок производится у впускного клапана каждого цилиндра на коллекторе.

Пятое

Оборудование соответствует Евро-3 и 4, а также EOBD, OBD II, III. Сжиженный газ в неизменённом виде поступает и циркулирует через газонасос из баллона и обратно. Для оптимизации процессов внедрены вычислительные мощности, предусмотрены топливные карты в сочетании с штатным контроллером. Благодаря такому подходу вносятся необходимые поправки к топливной карте при адаптации. Индивидуально к цилиндру устанавливается электромагнитная форсунка для индивидуального впрыска газа, аналогично бензиновому оборудованию.

Посредством встроенного бензинового контроллера регулируется фаза и дозировка производимого впрыска. С 3 поколения подключена возможность автоматического перехода с газового на бензиновое горючее.

Преимущество ГБО 5 версии в минимизации потери мощности до 0, отсутствие повышенного расхода газа, пуск мотора при любых низких температурах (достигнуто благодаря отсутствию необходимости в испарении газа перед подачей в двигатель). Недостатки в повышенной чувствительности к чистоте газа, большой сложности оборудования и невысокой ремонтопригодности.

Из-за этих недостатков достоинства ГБО 5 поколения нивелируются. На территории стран бывшего СССР эта версия не прижилась из-за высокой стоимости установки и обслуживания, но в странах Европы она успешно применяется.

Из-за исчезновения неприжившегося 3-го поколения вся классификация газового оборудования перепуталась. Сейчас 1 и 2 поколения «именуются» на ступень выше. При общении принято использовать названия газобаллонных систем, подобно бензиновым.

Наши партнеры и клиенты